Техническое обследование дымовых труб

Техническое обследование дымовых труб

ООО «НТЦ Феникс» компания ОО «НТЦ Феникс» Проектирование, техническое обследование, техническое освидетельствование,экспертизы промышленной безопасности ОПО неразрушающий контроль, пожарная безопасность, гражданская оборона, строительство производственных объектов.

Техническое обследование дымовых труб
Закон о промышленной безопасности обязывает организации, эксплуатирующие промышленные дымовые трубы, проводить техническое обследование дымовых труб.
При техническом обследовании дымовых труб экспертами в области промышленной безопасности выявляются дефекты и повреждения. При проведении технического обследование дымовых труб экспертам приходится сталкиваться с рядом проблем:
■ сроки проведения экспертизы дымовых промышленных труб и устранения выявленных дефектов и повреждений. Основываясь на опыте оценки технического состояния дымовых промышленных труб, через 10 лет эксплуатации около 50% труб нуждаются в поддерживающем ремонте, а через 20 лет почти 50% труб нуждаются в капитальном ремонте
■ ведение документации, необходимой для проведения экспертизы. Документация должна содержать чертежи, в которых отражены все изменения, произведенные в процессе строительства или реконструкции, журналы производства работ; сертификаты и паспорта на использованные при строительстве материалы и конструкции, акты контрольной проверки прочности примененных материалов, акты проверки геодезических параметров ствола трубы, акты на скрытые работы, акты на сушку и разогрев ствола, данные о строительно-монтажной организации и квалификации специалистов. На практике зачастую отсутствует проектная, исполнительная и эксплуатационная документация;
■ контроль режимов эксплуатации трубы. Эксплуатирующая организация обязана проводить проверку соответствия фактического температурно-влажностного режима, объема и состава отводимых трубой газов проектным требованиям. Должны производиться замеры фактического объема, температуры, состава отводимых газов при максимальном и минимальном режиме работы подключенных к трубе агрегатов. При несоблюдении этих параметров будет происходить ускоренное разрушение конструкций трубы. Без этих данных невозможно производить расчеты кирпичных и железобетонных труб и принимать обоснованные решения по их ремонту, давать рекомендации по эксплуатации трубы. Но на большинстве труб такой контроль не проводится, хотя там предусмотрена установка системы контрольно-измерительных приборов. Часто отсутствует контроль над соблюдением режима сушки и разогрева ствола трубы при пуске тепловых агрегатов после их остановки;
■ установка на трубы антенно-фидерных устройств систем мобильной связи. Дефекты антенны сотовой связи обычно располагаются в районе оголовка или на светофорных площадках. Оголовки труб и светофорные площадки, в связи со спецификой работы трубы, наиболее часто подвергаются разрушению и приходят в аварийное состояние;
■ проблемы, возникающие при ремонте дымовых промышленных труб. Проводимые на практике ремонты часто бывают некачественными, а иногда приводят к аварийным ситуациям;
■ эксплуатация систем молниезащиты и светоограждения трубы. Промышленные трубы должны иметь усиленную систему молниезащиты. После ряда инцидентов и аварий, связанных с ударами молнии в трубы, в проектной документации на трубы было увеличено количество молниеприемников и токоотводов с самостоятельными контурами заземления;
■ проведение осмотров дымовых промышленных труб.
При проведении технического обследования дымовых труб большое значение имеет информация, получаемая из материалов осмотров труб лицами, ответственными за их эксплуатацию.
Техническое обследование дымовых труб позволяет понять последовательность появления и динамику развития дефектов и повреждений. Характеристики выявляемых дефектов и повреждений всех типов дымовых и вентиляционных труб с указанием вероятной причины возникновения дефекта или повреждения, метода выявления, причины возникновения, категории опасности и мероприятий по предотвращению дальнейшего развития дефекта (повреждения) и его устранению установлены в методических указаниях по обследованию дымовых и вентиляционных труб.
Выявляемые дефекты и повреждения конструкций промышленных труб при техническом обследовании дымовых труб подразделяются на три категории по следующим признакам:
«А» – дефекты и повреждения основных несущих конструкций труб, представляющие непосредственную опасность их разрушения;
«Б» – дефекты и повреждения труб, не представляющие при их обнаружении непосредственной опасности разрушения их несущих конструкций, но способные в дальнейшем вызвать повреждения других элементов и узлов или при развитии повреждения – перейти в категорию «А»;
«В» – дефекты и повреждения локального характера, которые при последующем развитии не могут оказать влияния на основные несущие конструкции труб.
Ниже приведены наиболее распространенные опасные дефекты, на которые эксперты должны обращать внимание при осмотрах и проведении техническое обследования дымовых труб:
■ крен ствола. Наиболее опасен крен для кирпичных труб;
■ осадки фундамента. Опасный дефект, если имеется динамика его развития, и трудно устранимый
■ наличие подтопления фундамента или газоходов на кирпичных и железобетонных трубах.
■ плотность примыкания газоходов к стволу. Часто наблюдаются подсосы воз духа в этих примыканиях, что приводит к быстрому разрушению примыкающих боровов и участков стволов в месте врезки.
■ состояние перекрытия внутри трубы: работоспособность системы сбора и отвода конденсата, наличие трубопровода отвода конденсата за пределы фундамента в канализацию. Состояние гидро– и теплоизоляции перекрытия;
■ наличие горизонтальных трещин на кирпичных трубах. Особенно опасны сквозные трещины;
■ наличие вертикальных трещин на кирпичных трубах. Если появляются такие трещин, необходимо проверить состояние и плотность прилегания стяжных колец к стволу, их шаг, коррозию металла колец;
■ состояние оголовка трубы, появление выпавших кирпичей на верхней светофорной площадке;
■ потеки конденсата, которые особенно хорошо заметны зимой. Они свидетельствуют о повреждении футеровки ствола;
■ обрушение участков футеровки. Данный дефект можно спрогнозировать по наличию боя кирпичей на перекрытии в трубе или в поде ствола;
■ наличие обнаженной арматуры на стволе железобетонной трубы. Основными причинами разрушений дымовых промышленных труб, образования дефектов и повреждений являются:
■ атмосферные воздействия. Воздействия, связанные с различными видами физико-химических воздействий, источниками которых являются осадки (дождь, туман, роса, снег), твердые частицы (пыль, аэрозоль), газообразные компоненты, содержащиеся в воздухе, солнечное облучение, ветровое давление, суточные и периодические колебания температуры воздуха, его влажность;
■ коррозионная усталость.
■ коррозионные воздействия отходящих дымовых газов. Негативное влияние воздействия отходящих газов на стойкость конструкций дымовых труб проявляется в виде сульфатной коррозии, фильтрации влаги на наружную поверхность ствола, эрозии внутренней поверхности футеровки и температурных колебаний.
■ температурные воздействия.
■ повреждения дымовых труб, формируемые при их строительстве.
Проведение технического обследования дымовых труб обеспечивает надежную и безопасную эксплуатацию дымовых промышленных труб. Приведен обзор наиболее распространенных опасных дефектов дымовых промышленных труб, выявляемых при проведении технического обследования дымовых труб.